Все люди, вне зависимости от социального статуса, образования, занимаемой должности и возраста, являются потребителями. На протяжении всей своей жизни мы потребляем услуги, товары и вносим указанную плату за них.
В соответствии с действующим законодательством «права потребителей защищаются государством, которое также контролирует безопасность и качество продукции, содействует функционированию общественных организаций потребителей». Отношения между потребителями, производителями и продавцами регулируются соответствующим законодательным актом, который также устанавливает права потребителей, определяет механизмы их защиты и реализует политику государства в области защиты потребительских прав.
Что же необходимо знать гражданину, чтобы защитить свои права, как потребителя?
Приобретая на рынке или в магазинах любые товары, необходимо требовать от продавца товарный чек или иной расчетный документ, который позволит определить: название товара, у кого он приобретен, дату продажи.
Потребитель имеет право произвести обмен качественного непродовольственного товара в течение двух недель с момента совершения сделки купли-продажи. Причинами обмена могут быть: неудовлетворение формой, фасоном, габаритами, цветом и т. д. При этом следует помнить, что обмен производится лишь в том случае, если товар не был использован, полностью сохранены его потребительские свойства и товарный вид, не нарушены пломбы и не испорчены ярлыки, а также имеется в наличии расчетный документ.
Тем не менее, существует определенная группа товаров, которые обмену либо возврату не подлежат. К ним относятся:
1. Предметы санитарной гигиены, лекарственные препараты, продовольственные товары.
2. Непродовольственные товары:
- фотографическая бумага, фотопластинки, фотопленки;
- парфюмерно-косметическая продукция;
- корсетные товары;
- мягкие детские игрушки;
- перьевые изделия;
- надувные резиновые детские игрушки;
- мундштуки;
- зубные щетки;
- помазки для бритья, приборы для бритья;
- щетки массажные, гребешки и расчески;
- перчатки;
- кружевные и тюлегардинные холсты, ткани;
- белье постельное, нательное;
- метражные ковровые изделия;
- чулочно-носочная продукция;
- печатные издания;
- товары в аэрозольной таре;
- трубная продукция, листовой и линейный металлопрокат, пиломатериалы, плитные, погонажные (наличник, плинтус);
- стекло и другие материалы (фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты), раскроенные или нарезанные под размер;
- изделия из искусственных и натуральных волос (шиньоны, парики);
- видео-, аудиокассеты, диски;
- инструменты для педикюра, маникюра (щипцы, пилочки, ножницы);
- товары для новорожденных и грудных детей;
- ювелирные изделия из полудрагоценного камня, драгоценного камня и драгоценных металлов.
При выявлении недостатков, на протяжении указанного в гарантийном обязательстве срока, потребитель вправе требовать:
1) возмещения затрат на устранение дефектов;
2) безвозмездное устранение недостатков в кратчайшие сроки;
3) пропорциональное уменьшение стоимости товара.
В случае необходимости возврата крупногабаритных товаров, доставка грузов весом свыше 5 кг осуществляется за счет продавца.
Требование о бесплатном устранении дефектов, предъявленное потребителем на законных основаниях, должно быть выполнено в течение двух недель либо в другой срок (по соглашению сторон).
Отдавая неисправное изделие в ремонт, потребитель вправе получить взамен товар аналогичной марки. Для этого у продавца должен быть создан обменный фонд товаров, четкий перечень которых определяется законом.