Многим автовладельцам, наверное, приходилось попадать в неприятные ситуации, вызванные отказом работы аккумулятора. В такие моменты владелец машины готов заплатить любые деньги, только бы завести непослушное транспортное средство. Между тем, серьезных затрат можно избежать, если обеспечить главному элементу питания оптимальные условия работы и грамотный уход.
Что же представляет собой аккумуляторная батарея? Основа любого аккумулятора традиционна: две свинцовые пластины, залитые электролитом (раствором серной кислоты). Пластины покрыты специальной свинцово-кислотной пастой. Во время зарядки элемента питания одна из пластин выделяет водород, который образовавшуюся окись восстанавливает до металлического свинца, а вторая – кислород, превращающий окись в перекись.
В целом же вся конструкция имеет вид гальванического элемента с электродами из перекиси свинца и чистого свинца. Процесс разрядки сопровождается нейтрализацией перекиси и превращением металлического свинца в окись. Следствием этих реакций является возникновение электрического тока. Он будет проходить по цепи, пока электроды (проводники) полностью не покроются окисью свинца.
Прежде всего, автомобилисту следует с максимальной ответственностью подойти к вопросу приобретения аккумуляторной батареи. В идеале емкость аккумулятора не должна быть менее указанной на генераторе силы тока. Лучше, если она будет равна этому показателю или незначительно превысит его. К примеру, если сила вырабатываемого тока на генераторе имеет отметку 60 А, то аналогичный параметр приобретаемой батареи должен составлять не менее 55 А/час. Глубоко заблуждаются те люди, которые думают, что установив АКБ большей емкости на автомобиль, они облегчат себе жизнь. Здесь имеет значение цикл заряд-разряд.
Разряд – это относительно постоянная величина (работа электроприборов, заводка), а заряд аккумулятора зависит исключительно от генератора. Таким образом, постоянно недозаряжаемая АКБ долго не «протянет». И наоборот: разрушение пластин будет происходить при перезаряде аккумуляторной батареи - если она имеет недостаточную емкость по отношению к вырабатываемой генератором энергии.
При выборе аккумулятора в магазине, оценивайте его внешний вид – не допускается наличие механических повреждений, вмятин; клеммы не должны быть окисленными, их правильная форма усеченного конуса не должна быть деформирована вмятинами, трещинами, недоливами свинца. Спросите консультанта у дату выпуска изделия – долго простоявшая АКБ обязательно будет разряжена (после месяца «простоя» производители рекомендуют выполнять обязательную подзарядку аккумулятора). Также продавец должен осуществить проверку АКБ – показатель плотности электролита должен составлять 1.28±0,001 г/см3 и напряжение покоя (ЭДС) - более 12,6 В. Сразу же после приобретения автомобильного аккумулятора тщательно изучите инструкцию по эксплуатации.
При установке батареи, не забудьте, что начале его необходимо надежно закрепить. В случае необходимости, клеммы и наконечники можно очистить от окислов посредством мелкой шкурки, после чего все детали протираются ветошью. Вначале следует подсоединить наконечник «+», после - «-». Предварительно не забудьте отключить все потребители (осветительные приборы, кондиционер, магнитолу и т.п.). В процессе монтажа и транспортирования не допускайте значительных наклонов батареи (свыше 45оС).
Благодаря этим простым, но крайне необходимым рекомендациям, вы сможете в дороге избежать неприятностей и обеспечить долгую жизнь электрическому «сердцу» своего железного друга.